• Версия для слабовидящих

    ГКУСО МО «Лобненский социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних»

    С 1 января 2015 года в Российской Федерации вступил в силу федеральный закон от 28 января 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определяющий правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

    Одновременно утратили силу федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

    Выведенные из обращения законы отражали социально-экономические и правовые реалии 90-х годов, когда вопрос о рыночных началах политики в области социального обслуживания, об экономической эффективности социальных услуг не поднимался. Значительные изменения, которые произошли в социальной политике, поставили задачу привести сферу правового регулирования системы социального обслуживания в соответствие с современным этапом развития общества.

    Федеральный закон № 442-ФЗ определяет переход от категориального предоставления услуг (социальное обслуживание предоставляется всем гражданам, относящимся к льготным категориям) к предоставлению услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью (предоставление услуг определяет не принадлежность к льготной категории, а наличие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности).

    Предусмотрены механизмы, гарантирующие свободу выбора получателя социальных услуг и равенство поставщиков социальных услуг. Это позволит расширить спектр получаемых гражданами социальных услуг и в конкурентной борьбе обеспечить более высокое качество предоставляемых социальных услуг.

    Рассматриваемый закон регламентирует основы социального обслуживания, так как значительная часть правовых и управленческих аспектов социального обслуживания относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. В соответствующих разделах указаны реквизиты соответствующих документов Правительства Российской Федерации или Минтруда России. Конкретные показатели и порядки действия будут определяться нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, которым предоставлены значительные права в расширении и конкретизации условий предоставления социальных услуг гражданам.

    На основании ст.31 п.1.3 предоставление социальных услуг должно быть бесплатным для несовершеннолетних, нуждающихся в социальном обслуживании. Каким образом взимать плату с данной категории?

    Несовершеннолетние обслуживаются бесплатно.

    -Услуги данной категории граждан предоставляются бесплатно.

    Какие необходимо предоставить заявителю документы для подтверждения отсутствия работы и средств к существованию (справка ЦЗН, копия трудовой книжки и т. д., либо достаточно Акта обследования семьи)?

    В соответствии со ст. 12 и ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», с 01.01.2015 г. все социальные услуги предоставляются на основании и в соответствии с договором, заключенным между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем.

    Форма договора утверждена вступающим в силу 01.01.2015 г. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 г. №874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг».

    Ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» определен перечень срочных социальных услуг, предоставляемых без составления индивидуальной программы и без заключения договора в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг. А именно:

    1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

    2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

    3) содействие в получении временного жилого помещения;

    4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

    5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

    6) иные срочные социальные услуги.

    В договорах, заключаемых с получателями социальных услуг, принятыми на обслуживание до 01.01.2015 г., необходимо учесть положения ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», а именно:

    1. Утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 года перечнем социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации.

    2. В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть

    ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

    Для получения психологической помощи гражданин тоже должен обращаться в ТСП и собирать полный пакет документов? (А конфиденциальность информации)?

    Да, получатели социальных услуг обязаны предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг (Ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», конфиденциальность информации — это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. В ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» указано, что не допускается разглашение информации о получателях социальных услуг без их письменного согласия. Однако, предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия возможно в следующих случаях:

    1) по запросу органов дознания и следствия, суда, органов прокуратуры;

    2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

    3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Нужно ли и с какого возраста возможно заключать договор о социальном обслуживании с ребенком, если он написал личное заявление о помещении в учреждение?

    Согласно ч. 3 ст. 13 закона №120-ФЗ одним из оснований приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

    1) личное обращение несовершеннолетнего; 2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам.

    В соответствии с ГПК РФ мнение ребенка учитывается при достижении им 10-летнего возраста.

    Договор о социальном обслуживании несовершеннолетнего заключается с родителями (законными представителями) ребенка, в том числе и в случае поступления в учреждение несовершеннолетнего по личному заявлению.